Инициатор (исполнитель) проекта
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Вторичное сырье
Доменный шлак.
Предпосылки для реализации проекта
Строительство автомобильных дорог — это сложный процесс, который требует больших финансовых и ресурсных затрат. Обширный спектр методов усиления фундамента включает цементирование, укрепление при помощи вяжущих средств. Однако производство цемента сопровождается значительными расходами энергии и очень неэкологично. В этом случае особенно перспективным становится применение шлаковых вяжущих.
Как известно, металлургические шлаки по своим свойствам очень близки к цементу. Одним из наиболее распространенных материалов является доменный шлак, который наряду с золой-уноса и микрокремнеземом считается одним из ценнейших ресурсов для применения в области строительства.
С целью повышения эколого-экономической эффективности строительства в стране учёные Центра энергоэффективности НИТУ «МИСиС» в сотрудничестве с ПАО «Северсталь» разработали новый подход к производству бетона с применением вторичного сырья, который заключается в обработке шлака в аппарате вихревого слоя.
Срок реализации проекта
2023 г.
Экономические аспекты проекта
Использование новых вяжущих, произведенных на основе доменного шлака, позволит снизить затраты на строительство дорог в 1,5 — 2 раза по сравнению с традиционной технологией замены грунта песком и щебнем.
Экологические аспекты утилизации
Цементное производство занимает значительное место в загрязнении окружающей природной среды: на 1 т готового цемента вырабатывается порядка 770 кг CO2-экв. Согласно оценкам, применение доменного шлака при производстве будет способствовать сокращению выбросов на 25%.
Результаты проекта
Разработанный исследователями метод позволит более чем в 2 раза снизить энергоёмкость производства минеральных вяжущих, значительно повысить прочность сооружений, а также утилизировать накопленные в стране вторичные ресурсы.
Инновационная технология подойдет для строительства дорог в суровых климатических условиях. Следующим этапом проекта является разработка минеральных шлаковых вяжущих и шлаковых бетонов, которые могут быть применены для сооружения портовой и гражданской инфраструктуры в Арктическом регионе.