Инициатор (исполнитель) проекта
Nishimatsu-Cementation Skanska Joint Venture (NCS JV).
Вторичное сырье
Зола-уноса.
Предпосылки для реализации проекта
В связи с увеличением количества пассажирских и грузовых перевозок между Францией и Великобританией в 19 веке возникла необходимость в поиске новых транспортных сообщений между двумя государствами. Оптимальным решением было строительство тоннеля под Ла-Маншем, идея о возведении которого зародилась еще в 1802 г.
Первые строительные работы были начаты в 1881 г., однако вскоре строительство было остановлено в связи с опасениями Англии по поводу того, что данный тоннель может стать угрозой безопасности государства. К идее о реализации проекта вернулись лишь после завершения Второй мировой войны, а практические строительные работы были начаты только в 1987 г.
При строительстве Евротоннеля возник ряд проблем, связанных с бетонированием. Во-первых, требовалось разработать быстро схватываемую бетонную смесь, которая позволила бы возвести пешеходные пути без необходимости установки временных опор. Во-вторых, необходимо было обеспечить водонепроницаемость бетона. Для обеспечения требуемых свойств бетона было решено использовать золу-уноса в составе бетонной смеси.
Срок реализации проекта
1987-1994 гг.
Экономические аспекты проекта
Общая стоимость строительства тоннеля под Ла-Маншем составила порядка 12 млрд фунтов стерлингов. В проекте строительства тоннеля были задействованы 13 тыс. рабочих и инженеров.
Результаты проекта
6 мая 1994 г. при участии королевы Великобритании Елизаветы II и президента Франции Франсуа Миттерана был торжественно открыт тоннель под Ла-Маншем, также известный как Евротоннель. Его общая длина составляет 50,5 км, из которых 39 км располагаются под проливом.
Использование золы-уноса при строительстве Евротоннеля позволило улучшить такие свойства бетона как водонепроницаемость и прочность. Согласно расчетам АРВИС, при возведении было задействовано порядка 1,5 тыс. т золы-уноса.
На сегодняшний день тоннель под Ла-Маншем является самым длинным подводным и международным тоннелем в мире. Ежегодно черуз подземный коридор перемещаются порядка 8-9 млн пассажиров, более 2 млн легковых автомобилей, свыше 1 млн грузовиков и до 100 тыс. автобусов. Благодаря передвижению через тоннель время в пути из Парижа в Лондон составляет всего 2 часа 15 минут.