21 октября 2022 г. под председательством Министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина состоялось совещание по вопросу вовлечения золошлаков угольных тепловых электростанций (ТЭС) в хозяйственный оборот. Участие приняли представители Минприроды России, Минэнерго России, РОСАВТОДОР, ООО «СГК», а также АРВИС:
- Ирина Золотова, генеральный директор АРВИС,
- Никита Осокин, исполнительный директор АРВИС,
- Олег Агарышев, эксперт АРВИС.
Золошлаки могут применяться при сооружении насыпей земляного полотна или строительстве укрепленных оснований дорожных одежд. В соответствии с ГОСТ 25100-2020 золошлаковый материал определен как техногенный грунт и может быть использован в качестве замены природного грунта в тех регионах, где существует дефицит природного материала или его добыча экономически не выгодна.
«Применение такого рода материалов, конечно, необходимо. И инициатива по использованию золошлаков, с которой к нам пришел бизнес, конечно, поддерживается Минстроем России», — подчеркнул Ирек Файзуллин.
«Ежегодный потенциал вовлечения золошлаков составляет порядка 25 млн тонн. При этом строительная отрасль имеет наибольший потенциал – более 14 млн тонн, из них только для производства цемента– 10,6 млн», — рассказал заместитель Министра энергетики Павел Сниккарс.
Также Павел Сниккарс отметил, что АРВИС разработана «белая книга», в которую включены примеры российского и зарубежного опыта применения золошлаков при строительстве дорог.
«В июле этого года приняты изменения и дополнения в Закон «Об отходах производства и потребления», предусматривающие введение понятия «вторичные ресурсы», «вторичное сырьё», установление требований к обращению с вторичными ресурсами, введение понятие «побочные продукты производства». Основная часть данных положений вступает в силу с 1 марта 2023 года», — отметил заместитель главы Минприроды России Дмитрий Тетенькин.
«Энергетики готовы создавать качественный продукт и качественный сервис для потребителей. Для этого мы разработали долгосрочные инвестиционные планы и уже воплощаем их в жизнь. Но важным вопросом остается государственная поддержка по созданию рынка потребления и здесь нами проводится и еще предстоит большая работа с профильными ведомствами и региональными властями», — сказал гендиректор ОО «СГК» Степан Солженицын.
Руководитель РОСАВТОДОР Роман Новиков в ходе своего выступления обозначил: «Росавтодор готов предоставить пилотные проекты применения золошлаков при строительстве автомобильных дорог».
На встрече также обсуждался вопрос необходимости актуализации нормативно-технической документации, которая позволит расширить применение золошлаков как в дорожном строительстве, так и в производстве строительных материалов (бетона, цементов).
Участники встречи приняли решение составить и до конца текущего года согласовать перечень «пилотных» проектов строительства автомобильных дорог регионального и местного значения с целью определения технико-экономической возможности применения золы-уноса и золошлаков. Использование золошлаковых материалов позволит снизить стоимость проекта по сравнению с традиционными решениями.