12-14 октября 2022 г. в Москве прошла 5-ая Российская энергетическая неделя (РЭН-2022), посвященная обсуждению перспектив российского топливно‑энергетического комплекса и потенциала международного сотрудничества в сфере энергетики.
13 октября в рамках РЭН-2022 АРВИС был организован круглый стол «Золошлаки ТЭС: как проблему энергетики сделать решением задач?», в котором приняли участие Минэнерго России, генерирующие компании, а также представители Беларуси, Индии, Индонезии и ОАЭ. Участники обменялись опытом, обсудили барьеры и способы стимулирования увеличения объемов использования золошлаков в отраслях экономики.
Юсуф Абу Садаа, главный инженер контроля качества гражданского строительства Муниципалитета Дубая ОАЭ, рассказал об особенностях строительства Бурдж Халифа, налаживания рынка активного использования золошлаков, а также отметил, что в настоящее время у них функционирует 35 бетонных заводов, использующих в производстве золошлаки, которыми удалось заменить более 2-х млн тонн более дорогих материалов.
Павел Сниккарс, заместитель министра энергетики, подсветил проблему низкого уровня информированности обо всех возможностях применения золошлаков ТЭС в России. Помимо необходимости популяризации практик использования золошлаков, Павел Сниккарс отметил важность рассмотрения возможности использования золошлаков в рамках эффективного радиуса на этапе составления проектной документации.
Степан Солженицын, генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания», рассказал, что в целом они утилизируют примерно 25% от образуемых золошлаковых материалов. Он обратил внимание на важную проблему стоимости транспортировки золошлаков, что снижает их конкурентоспособность в глазах потребителей.
Олег Сухарев, исполнительный секретарь Союза производителей бетона, также отметил эту проблему: «Сами золошлаки практически бесплатны, не считая минимальной стоимости погрузочно-разгрузочных работ. Но доставка золошлаков из мест образования может в несколько раз увеличить их стоимость. Тарифы РЖД — серьезная проблема не только для золошлаков, но и для всех строительных материалов».
В качестве решения озвученных проблем Ирина Золотова, генеральный директор АРВИС, рассказала, что совместно с Минэнерго России планируется создание интерактивной карты: «На карту будут нанесены действующие золоотвалы с их химическими составами и всеми факторами, которые необходимы для оценки потенциала и спроса. Далее на карте отразим потребителей, чтобы обеспечить тот симбиоз с производителями. Думаю, что к концу первого квартала следующего года карта будет запущена».
Участники дискуссии пришли к выводу, что автомобильное строительство и производство стройматериалов могут стать основными направлениями потребления золошлаков. Владислав Полочанский, генеральный директор ООО «ТГК-11», рассказал: «Мы провели достаточно серьезную работу с Сибирским государственным автомобильно-дорожным университетом (СибАДИ), который вместе с нами провел анализы золошлаковой смеси и предложил технологии по строительству дорожного полотна».
«Преимущество золошлаков очевидно при производстве строительных материалов — это экономическая эффективность, т.к. применение их как активной добавки позволяет снижать стоимость бетонной смеси за счет уменьшения цемента. Также имеет большое значение экологичность продукции, что важно и актуально в свете ужесточающегося природоохранного законодательства, популярности зеленой повестки», — прокомментировал Олег Сухарев.
АРВИС планирует дальнейшее сотрудничество с зарубежными коллегами в целях изучения и апробации успешного опыта в России.