Инициатор (исполнитель) проекта
ООО «Сибирская генерирующая компания» (далее – СГК).
В 2017 г. был осуществлен капитальный ремонт федеральной трассы Р-254 «Иртыш» (Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск) на двух участках в Новосибирской области.
Вторичное сырье
Золошлаковые материалы (далее – ЗШМ)
Предпосылки для реализации проекта
Решение об использовании ЗШМ в проекте реконструкции дороги было обусловлено тем, что грунтовый резерв, изначально заложенный проектом, был переувлажнён. Во избежание затрат на осушение резерва было принято решение об использовании в проекте ЗШМ. Золошлаковые материалы, использованные в проекте, поставлялись с Барабинской ТЭЦ (г. Куйбышев), принадлежащей СГК.
Нормативные аспекты утилизации
Согласно ГОСТ 25100-2020 «Грунты. Классификация» золошлаковые материалы относятся к дисперсионным антропогенным грунтам и могут применяться для сооружения насыпей земляного полотна автомобильных дорог. Рекомендации по использованию золошлаков в дорожном строительстве также содержатся в другом методическом документе — ОДМ 218.2.031-2013 «Методические рекомендации по применению золы-уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях в дорожном строительстве».
Технические аспекты утилизации
В рамках проекта выполнено уширение земляного полотна с подъёмом обочин и выполаживанием откосов. Дальность транспортировки объекта реконструкции от места образования ЗШМ составляла 113 км.
Результаты проекта
В ходе реализации проекта капитального ремонта было утилизировано 33 тыс. т ЗШМ Барабинской ТЭЦ. По результатам проекта наблюдается отсутствие размывов откосов и просадки обочины. На откосах также наблюдается хорошая всхожесть травы.